Выборы

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЮ
на выборах Президента Российской Федерации
18 марта 2018 года

Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии (далее — УИК) в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдатель — это обладающий активным избирательным правом гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
При проведении выборов Президента Российской Феде рации порядок голосования определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19­ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, выдвинувшая зарегистрированного кандидата политическая партия, субъект общественного контроля (Общественная палата Российской Федерации, общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации) имеют право назначить в УИК несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в день голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении УИК, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии, одного субъекта общественного контроля.
Наблюдателю важно быть объективным, вежливым и корректным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение. Эффективное взаимодействие наблюдателей с членами УИК является одним из условий соблюдения избирательных прав граждан.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
18 марта 2018 года Вы можете находиться в помещении для голосования с начала работы УИК (не менее чем за один час до начала голосования) до окончания подсчета голосов избирателей и получения сообщения из вышестоящей избирательной комиссии о приеме протокола об итогах голосования
2.1. Подготовка наблюдателя к работе
Наблюдение целесообразно осуществлять непрерывно. Вместе с тем наблюдатель вправе выбрать промежуток (промежутки) времени, когда будет осуществляться наблюдение.
В день голосования наблюдателю рекомендуется заблаговременно до начала голосования прибыть в помещение для голосования УИК, познакомиться с председателем УИК (лицом, его замещающим) и предъявить ему следующие документы:
• паспорт или заменяющий его документ;
• направление, выданное зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, выдвинувшей зарегистрированного кандидата политической партией, субъектом общественного контроля.
Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.
Убедитесь, что Ваши данные внесены в список лиц, присутствующих в помещении для голосования. Оставьте в этом списке контактные данные. Они понадобятся для оповещения Вас в случае проведения повторного подсчета голосов, а также в случае составления повторного протокола об итогах голосования.
Займите место, определенное в решении УИК для расположения наблюдателей. С этого места должны быть хорошо видны:
• места выдачи избирательных бюллетеней;
• места для тайного голосования;
• ящики для голосования, технические средства подсчета голосов (при их использовании).
В процессе наблюдения Вам могут пригодиться: авторучка, блокнот, бумага, аппаратура для фото­ и (или) видеосъемки, калькулятор, мобильные средства связи.

Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК — секретарь УИК

Вы можете носить нагрудный знак с обозначением статуса наблюдателя, не содержащий признаков предвыборной агитации. Форма нагрудного знака утверждена ЦИК России (приложение №1).
Если Вы планируете проводить фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомите об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК. Они определят место, где осуществление съемки не будет нарушать тайну голосования и одновременно будет обеспечен обзор мест выдачи избирательных бюллетеней, мест для тайного голосования, ящиков для голосования, технических средств подсчета голосов (при их использовании).
При проведении фото­ и (или) видеосъемки ЦИК России рекомендует соблюдать следующие правила в помещении для голосования:
1. Проведение фото­ и (или) видеосъемки в помещении для голосования не должно нарушать тайну голосования. Недопустимо вести фото­ и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней, фото­ и (или) видеосъемку заполненных избирательных бюллетеней до начала подсчета голосов.
2. Фото­ и видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с учетом положений статьи 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе предусматривающих, что обнародование изображений физического лица возможно только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда). Материалы фото­ и видеосъемки, в которых, по мнению наблюдателя, отражены факты нарушения законодательства о выборах, могут быть приложены к соответствующему заявлению (жалобе).
3. Фото­ и (или) видеосъемка работы членов УИК со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
4. При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение фото­ и (или) видеосъемки в его доме (квартире).
2.2. Наблюдение за организацией и ходом голосования в помещении для голосования
До начала голосования рекомендуется проверить наличие:
• информационного стенда, содержащего информацию о кандидатах, образец заполненного избирательного бюллетеня;
• незаполненной увеличенной формы протокола об итогах голосования;
• кабин или иных специально оборудованных мест для тайного голосования;
• пустых стационарных и переносных ящиков для голосования (опечатанных). В случае если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, в помещении для голосования также должны находиться переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, опущенными досрочно проголосовавшими избирателями. Прорези для избирательных бюллетеней на указанных ящиках должны быть опечатаны.
В ходе голосования проследите за тем, что:
• голосование осуществляется тайно (в кабине для голосования или ином специально оборудованном месте для тайного голосования);
• избирательные бюллетени выдаются избирателям лично при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт;
• у избирателей, голосующих по месту нахождения на основании специального заявления с маркой, при выдаче избирательного бюллетеня специальное заявление изымается, а отрывная часть накле енной на специальное заявление марки накле ивается в список избирателей в графу «Особые отметки».
Важно знать, что каждый избиратель лично заполняет избирательный бюллетень в кабине для голосования или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня и заполнить его. В таком случае он может воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
Такой избиратель устно извещает УИК о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, за выдачей нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.
Член УИК выдает новый избирательный бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей и расписывается.
На испорченном избирательном бюллетене член УИК с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря УИК, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.
Разобраться в действиях комиссии Вам помогут объявления председателя УИК. Фиксируйте эти сведения, а также результаты наблюдения и оценку происходящего.

За организацию процесса голосования, порядок в помещении для голосования ответственность несет председатель УИК. Все вопросы и предложения, возникшие у Вас, целесообразно обсудить с ним, при необходимости адресовать ему свои замечания, получить у него соответствующие разъяснения. В случае, если нарушение, по Вашему мнению, не устранено, целесообразно незамедлительно уведомить об этом направившего Вас кандидата, представителей направившей Вас политической партии, общественной палаты, а также подать письменное заявление в УИК. Также Вы вправе обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в вышестоящей избирательной комис сии или в суде.
Соблюдая приоритет интересов избирателя, не следует вмешиваться в деятельность членов УИК в то время, когда они выдают избирателям избирательные бюллетени для голосования, разъясняют избирателям порядок голосования, рассматривают жалобы и обращения избирателей, сообщают в вышестоящую избирательную комиссию информацию об открытии избирательного участка, о ходе голосования (по состоянию на 8.00, 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени), решают оперативные вопросы организации голосования, например, готовят выписки из реестра для голосования вне помещения для голосования, оформляют различные акты, вносят предусмотренные законом отметки в список избирателей.
2.3. Наблюдение за организацией и ходом голосования вне помещения для голосования
О выезде (выходе) членов УИК для организации голосования вне помещения для голосования председатель УИК объявляет не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода).
Организуют голосование:
• не менее 2 членов УИК с правом решающего голоса или
• 1 член УИК с правом решающего голоса при условии присутствия двух и более членов УИК с правом совещательного голоса и (или) наблюдателей.
УИК обязана обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с проводящими голосование членами УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования.
Иные наблюдатели могут присутствовать при проведении голосования, прибыв по адресам самостоятельно, согласовав маршрут с председателем УИК.
Члены УИК берут с собой:
• реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о посту пившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
• заявления избирателей, а также бланки заявлений;
• избирательные бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда членов УИК заявлений (устных обращений), но не менее двух избирательных бюллетеней);
• пронумерованный и опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования;
• письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.
Важно знать, что при проведении голосования вне помещения для голосования:
• избирательные бюллетени выдаются только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре;
• обеспечивается тайна волеизъявления избирателя;
• в письменное заявление избирателя вносятся серия и номер его паспорта, подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня, подписи членов УИК с правом решающего голоса;
• избирателю, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня и заполнить его, оказывается помощь в порядке, установленном Федеральным законом (см. раздел 2.2).
По возвращении в помещение для голосования членами УИК составляется ли акт о проведении голосования вне помещения для голосования с указанием количества избирательных бюллетеней, выданных членам УИК с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количества письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количества выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) бюллетеней. В акте также указываются сведения о членах УИК с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах УИК с правом совещательного голоса и (или) наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
В список избирателей вносится соответствующая отметка.
2.4. Наблюдение за подсчетом голосов
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УИК, а также наблюдатели
Основные этапы процедуры подсчета голосов:
• погашение бюллетеней;
• работа со списком избирателей;
• работа с переносными ящиками; • непосредственный подсчет голосов;
• итоговое заседание.
Действия, производимые на каждом этапе, отражены в плакате «Подсчет голосов участковой избирательной комиссией», размещенном в помещении, где проводится подсчет голосов (см. также приложение №2 к настоящей памятке).
После соответствующего действия производится внесение данных в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
При сортировке избирательных бюллетеней по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, члены УИК с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в них отметки избирателей и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля. Всем присутствующим лицам должны быть хорошо видны отметки в избирательных бюллетенях. УИК рекомендовано расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метра от места сортировки избирательных бюллетеней.
После завершения подсчета голосов избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, в отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные бюллетени. Указанные пачки и список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых наблюдатель вправе поставить свою подпись.
Большинство УИК на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года будут оснащены техническими средствами, позволяющими применить технологию изготовления протокола УИК об итогах голосования с машиночитаемым кодом. Применение этой технологии позволит произвести автоматизированную проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол, избежать ошибок при подсчете данных, вносимых в протокол.
2.5. Получение заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования
После подписания протокола об итогах голосования по Вашему требованию УИК обязана выдать Вам заверенную копию протокола об итогах голосования
Копия протокола об итогах голосования заверяется председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК. Лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставит печать избирательной комиссии.
Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в установленном федеральным законодательством порядке.
Заверенные копии протоколов об итогах голосования нумеруются вручную.
Не забудьте расписаться за получение заверенной копии протокола об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.
На копии протокола об итогах голосования, изготовленной без применения копировальной техники, не требуется указания фамилий, имен и отчеств членов УИК и проставления их подписей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Наблюдатель имеет право:
• знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. Со списком избирателей целесообразно ознакомиться до начала времени голосования. В ходе дня голосования наблюдатель при ознакомлении со списком может убедиться в обоснованности выдачи избирательного бюллетеня гражданину, то есть в наличии в списке избирателей записи об адресе места житель ства избирателя, соответствующего границам данного избирательного участка, либо о наличии иных законных оснований для голосования избирателя на данном избирательном участке;
• наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней. В связи с этим наблюдатель вправе ознакомиться с данными подсчета, внесенными в какой­либо лист (листы) списка избирателей, с данными на последнем листе списка избирателей, визуально ознакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями;
• знакомиться с протоколом УИК об итогах голосования и приложенными к нему документами (особыми мнениями членов УИК с правом решающего голоса, жалобами и решениями по ним, актами, реес трами);
• знакомиться с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования. Наблюдатель может ознакомиться с числом поданных заявлений (обращений), с причинами вызова комиссии на дом, другой информацией, внесенной в реестр.
Для визуального ознакомления с перечисленными выше документами Вы вправе подойти к тому месту, где находятся столы председателя, заместителя председателя, секретаря, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списком избирателей и другими избирательными документами. Член УИК, обеспечивающий право наблюдателя ознакомление с избирательными документами, осуществляет контроль над сохранностью этих документов в ходе ознакомления.

НАБЛЮДАТЕЛЬ НЕ ВПРАВЕ:
• выдавать избирателям избирательные бюллетени;
• расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
• заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
• совершать действия, нарушающие тайну голосования;
• принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами УИК с правом решающего голоса;
• совершать действия, препятствующие работе УИК;
• проводить агитацию среди избирателей;
• участвовать в принятии решений УИК.

ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Статья 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает ответственность в виде штрафа:
• в размере от пятисот до одной тысячи рублей для гражданина и от одной тысячи до двух тысяч рублей для должностного лица за нарушение прав наблюдателя на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом;
• в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей за выдачу председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом УИК с правом решающего голоса заверенной копии протокола об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержа щимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, замес тителем председателя, секретарем или иным членом УИК с правом решающего голоса копии протокола об итогах голосования с нарушением требований, предусмотренных законом.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.6 КоАП, возбуждаются прокурором.
Статья 5.69 КоАП устанавливает административную ответственность за вмешательство в осуществление установленных законодательством полномочий УИК, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы комиссии, либо за создание помех участию в голосовании, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния:
• для граждан в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
• для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.69 КоАП, составляются должностными лицами полиции.

Полномочия УИК Порядок работы УИК
В соответствии с положениями законодательства в полномочия УИК при организации голосования и в ходе подсчета голосов избирателей входит:
• организация голосования на избирательном участке, Основы порядка работы УИК при осуществлении вышеуказанных полномочий установлены непосредственно законом и предусматривают:
• приоритет обеспечения процедуры по выдаче избирательных бюллетеней изби­
в том числе голосования вне помещения для голосования;
• рассмотрение заявлений об ошибках и неточностях в списке избирателей и принятие решений о внесении в список соответствующих изменений;
• обеспечение надлежащего состояния ранее подготовленного помещения для голосования (в том числе в части наличия информации на информационном стенде), наличия мест для представителей СМИ, наблюдателей;
• обеспечение надлежащего состояния ящиков для голосования, кабин для голосования, в том числе наличие в них письменных принадлежностей, за исключением карандашей, системы освещения;
• контроль за соблюдением на территории избирательного участка запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования; рателям при предъявлении ими документов, подтверждающих наличие избирательного права;
• незамедлительное и коллегиальное рассмотрение заявления избирателя об ошибке или неточности в списке избирателей;
• обеспечение работы со списком избирателей, исключающей возможность включения в него лиц, не обладающих активным избирательным правом, включение гражданина в список избирателей более одного раза, а также гарантирующей конфиденциальность содержащихся в списке персональных данных граждан, точность подсчета по списку избирателей числа включенных в него избирателей, числа избирателей, получивших бюллетени для голосования, и других данных, необходимых для составления протокола УИК об итогах голосования;
Полномочия УИК Порядок работы УИК
• проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, составление протоколов об итогах голосования и их передача в территориальную комиссию;
• объявление итогов голосования на избирательном участке и выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, присутствующими в помещении для голосования при подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования;
• рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб (заявлений) и принятие по ним мотивированных решений;
• обеспечение хранения и передачи в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов. • гласная подготовка к выезду (выходу) к избирателям для организации голосования вне помещения для голосования и обеспечение общественного наблюдения за проведением такого голосования;
• непрерывный и гласный процесс подсчета голосов и составления протоколов об итогах голосования;
• ведение учета документов строгой отчетности: бюллетеней для голосования, специальных знаков (марок);
• обязанность коллегиально рассмотреть поступившие в день голосования жалобы (заявления) до подписания протоколов УИК об итогах голосования;
• надлежащее заверение копий протоколов об итогах голосования и их выдача под подпись с указанием даты и времени выдачи.

Удаление наблюдателя из помещения для голосования за нарушение избирательного законодательства возможно только по решению суда
Член УИК немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах Президента Российской Федерации. Решение об удалении наблюдателя из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения УИК.
Подать административный иск об установлении факта соответствующим лицом нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах в районный суд вправе УИК или ее председатель, вышестоящая избирательная комиссия или ее председатель, прокурор. В иске должно быть указано, какие именно нормы законодательства о выборах и референдумах нарушил административный ответчик.
Административный ответчик (член УИК, наблюдатель, иное лицо) должен быть уведомлен о факте подачи иска и о месте и времени его рассмотрения судом. Рассмотрение административного дела осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда об удалении наблюдателя и иных лиц из помещения для голосования, вступившее в силу либо обращенное к немедленному исполнению, обязан испол нить сотрудник полиции или судебный пристав.

В соответствии с федеральными законами, в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, в помещении для голосования находится сотрудник полиции

В компетенции полиции находятся вопросы оперативного реагирования на факты совершения присутствующими в помещении для голосования действий, носящих признаки административного правонарушения, или уголовного преступления.

ЦИК России желает Вам успешной работы!
Все возникающие у Вас вопросы Вы можете задать по телефону «горячей линии» ЦИК России: 8–800–707–2018.