В ОП РФ обсудили формы и опыт работы государственно-частного управления в системе образования. Какие задачи могут решать управляющие советы и как помочь им работать эффективнее — об этом рассказали участники круглого стола, который организовала Комиссия ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности при участии Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций.
Минпросвещения России считает ресурс государственно-частного управления приоритетным. В некоторых регионах страны управляющие советы работают уже не один десяток лет, к ним в первую очередь обращаются за помощью при реализации любых проектов. Сейчас запущена масштабная программа капремонта школ на ближайшие пять лет, где управляющим советам будет отведена особая роль. Только в 2022–2023 гг. ремонт пройдет в трех тысячах образовательных организаций. Федеральный штаб общественно-родительского контроля, который будет заниматься координацией программы, возглавила председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.
«Наш штаб взаимодействует с общественностью по всем вопросам в области развития школ. Программа капремонта, которая реализуется по поручению Президента России Владимира Путина, имеет беспрецедентные масштабы. Роль общественности в том, чтобы она максимально учитывала интересы и учеников, и педагогов. Управляющие советы — это работающий механизм, который поможет собрать и реализовать предложения по повышению качества школьной среды, это возможность услышать и учесть мнения всех участников образовательного процесса — в первую очередь детей. Им должно быть комфортно и интересно в школах. Управляющие советы — место, где аккумулируется общественный запрос к образовательной организации», — подчеркнула Наталья Кравченко.
Программа ремонта разработана совместно с одной из фракций Государственной думы РФ.
«Мы вступили в проект капитального ремонта школ, где наши родительские комитеты и управляющие советы имеют огромное рабочее практическое значение. Я также вижу огромную роль таких управляющих советов и родительской общественности в том, чтобы мы прекратили войну всех против всех, когда родители жалуются на учителей, а учителя воюют с родителями — это негативно влияет на образовательный процесс. Деятельность управляющих советов в этом вопросе имеет огромную практическую ценность», — отметила председатель Комитета Государственной думы РФ по просвещению Ольга Казакова.
У регионов накоплен разный опыт работы в области государственно-частного управления. Управляющие советы представлены во всех образовательных организациях Москвы, все ключевые стандарты деятельности вошли в типовые уставы образовательных организаций города, и столица готова делиться опытом организации единого правового образовательного пространства. Советы стали центром развития корпоративной культуры и взаимодействия всех сторон образовательного процесса.
«Главная ценность образования для нас — интересы каждого московского школьника, и вокруг этих интересов и должна возникать корпоративная культура. Управляющие советы — то место, где новые идеи услышат и оценят. В Москве есть банк инициатив учеников, которые были реализованы с помощью управляющих советов. Это место, где может быть сформулирован общественный запрос к образовательной организации. Москва приглашает в состав советов ректоров вузов, сотрудников ВШЭ, социальных партнеров, чтобы они задавали высокую планку и давали дополнительный ресурс для реализации школьных программ и проектов. Управляющие советы — это также инструмент масштабирования результатов, которые школа достигает», — рассказал участникам круглого стола заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов.
«Для государства и для тех структур, которые формируют политику в сфере образования, управляющий совет может послужить фундаментом, на котором можно дальше строить нашу политику в области всех форм социального действия. В Московской системе образования это стало явлением повсеместным. Для школьников советы — некая школа взросления, для педагогов — новый опыт в сфере управления», — отметила Марина Лазутова, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты г. Москвы.
На некоторых территориях страны управляющие советы только начинают работу, таким регионам помогает Национальная ассоциация взаимодействия Управляющих советов образовательных организаций. По словам президента ассоциации Андрея Алферова, «ключевая цель — создание во всех образовательных организациях системы государственно-общественного управления, модели управляющих советов. Во многих регионах уже идет апробация этой модели, и ассоциация оказывает в этом поддержку».
Участниками круглого стола стали руководители региональных министерств образования Дальнего Востока, Сибири и центральной полосы России. Для них очень важен опыт и успешные практики коллег. Для обмена таким опытом проводятся общероссийские мероприятия. Сейчас идет подготовка ко второму Всероссийскому съезду руководителей управляющих советов образовательных организаций субъектов РФ.
«Чтобы институт управляющих советов заработал по всей стране в полную силу, нужно выявить наш кадровый резерв и качественно его подготовить. Для этого проводятся мероприятия, составляются программы и разрабатываются механизмы. Управляющие советы как форма государственно-общественного управления необходимы. Осознанность — ключевой фактор успеха любого дела. Советы взаимодействуют со всеми участниками образовательных отношений, и поэтому являются важнейшим ресурсом повышения эффективности приоритетных проектов, которые реализуются в сфере образования; институтом, который может и должен работать на повышение доверия к этим проектам», — подчеркнул Директор института развития образования АСОУ Игорь Барсуков.
Роль Общественной палаты в том, чтобы создать пространство общественного договора, пригласить туда родителей, детей, руководителей школ, профильных министерств и ведомств и сделать работу управляющих советов максимально содержательной и эффективной, считает Наталья Кравченко. Управляющие советы, по ее мнению, — это инструмент, который не только выстраивает диалог со школьной администрацией, но и влияет на развитие образования в целом. Успешные практики их работы нужно тиражировать.