НЕ ЗАПЯТНАТЬ БЫ ЧЕСТЬ СВОЮ…

Общение цивилизованных людей невозможно без этических принципов, норм и правил. Не имея или не соблюдая их, люди заботились бы исключительно о собственных интересах, не замечали никого и ничего вокруг, тем самым лишаясь взаимосвязи с окружающими. Этические нормы и поведенческие правила способствуют сплочению и объединению общества.

Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения вовремя какого-либо взаимодействия с другим человеком. Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны.

ТЫ САМ ВЫБИРАЕШЬ ВЛАСТЬ

Выборы являются одной из главных демократических ценностей государства. При этом важно что, во-первых, все граждане России, достигшие 18 лет, имеют равное право голоса на выборах, а достигшие 21 года имеют право быть избранными в местные, либо федеральные органы власти. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

Во-вторых, важен принцип непосредственности выборов, т. е. каждый гражданин собственноручно, без посредников, участвует в голосовании (ставит отметку на бланке напротив фамилии выбранного им кандидата). Все выборы в представительные органы власти проводятся с помощью тайного голосования, что обеспечивается различными техническими средствами, при этом избирателям гарантируется конфиденциальность их выбора. Остальные принципы зависят от типов избирательных кампаний, т.е. от того, куда и на какую должность избирается кандидат — президента, депутата Государственной Думы Российской Федерации, губернатора, главы местного законодательного собрания, мэра города и т.д.

Наиболее активной и заинтересованной фигурой избирательного процесса, которая задает ему динамику и напряженность, является кандидат на избрание в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления либо на выборную государственную или муниципальную должность.

Порядок проведения выборов устанавливается Конституцией России, Федеральными законами и правовыми нормами Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ.

В правовом статусе кандидата, в его поведении и деятельности во многом выражается смысл избирательного процесса, который, в общем- то сводится к тому, чтобы обеспечить взаимодействие избирателей и кандидатов в соответствующей избирательной кампании и дать избирателям возможность свободно при голосовании сделать выбор своего доверенного кандидата. Ведь в принципе избиратели всегда делегируют кого-то кандидатом в депутаты или на выборную должность из своего состава. Обычно и кандидат участвует в выборах в статусе избирателя.

С точки зрения правовой культуры избирательного процесса к кандидатам предъявляются особые требования и, прежде всего не столько к ним как субъектам (участникам) избирательного процесса (избирательных кампаний), сколько как к предполагаемым членам состава представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также выборным должностным лицам. Ведь в случае избрания все они вступают в область законодательствования, государственного и муниципального управления, в которой основная информация, с которой приходится работать, имеет правовую форму.

В статье 1 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Для практической реализации этих понятий необходим законопослушный гражданин, который самостоятельно исполняет законы, соблюдает законность и стремится укрепить правопорядок.

КАК НАМИ ПЫТАЮТСЯ МАНИПУЛИРОВАТЬ

Сегодня широко используется понятие «грязная политика». Речь идет не о самой политике, а об использовании в ней технологий.

-распространение в СМИ лживой информации, порочащей честь и достоинство кандидатов в депутаты;

— роспуск лживых слухов;

— проведение агитации от имени своего соперника (выпуск «лжелистовок»);

-преднамеренный срыв агитационных мероприятий конкурентов;

— создание искусственных препятствий кандидатам в депутаты в проведении их предвыборной работы и пр.

Подобные технологии могут применять разные формы — от запоминающихся анекдотических ситуаций или язвительных карикатур до «слива компромата» и создания откровенного «образа врага». Часто в адрес оппонента мы слышим оскорбления, клевету и т.д. Понятно, что подобные приемы не отличаются «политкорректностью», однако на практике они оказываются эффективными.

Наиболее заметными и чаще всего используемыми на практике являются пресловутый «компромат», слухи и сплетни, умышленная «путаница», «бытовое хамство» и «черный юмор».

«Компромат». Существует несколько его разновидностей: полуправда (смесь реальных фактов с интерпретацией и/или придуманными фактами), неправда (правдоподобная, очень похожая на действительность информация, которая вполне могла иметь объективное подтверждение), ложь (откровенная дезинформация, имеющая мало общего с реальной действительностью или не имеющая с ней ничего общего вовсе).

«Слухи, сплетни». В современном политическом ПР слух имеет 2 составляющие: 1. компромат, 2 — предстоящая расплата «за прегрешения» в виде уголовного преследования. Необходимая деталь слухов и сплетен — возбуждение, воображение аудитории.

«Умышленная «путаница». Разновидности: высказывание одного политика приписывается другому; приписывание политику тех/иных слов и фраз, которые вообще никто никогда не говорил. Путаница такого рода используется для создания благоприятных или, напротив, неблагоприятных сообщений относительно того/иного политика или его конкурента.

«Бытовое хамство». Создание контекста, выгодного для данного политика и соответственного невыгодного для его противника. Бытовое хамство удобно тем, что практически не влечет за собой никаких серьезных последствий. Обвинения/оскорбления носят столь бытовой и нелепый характер, что не попадает под статью УК РФ.

«Черный юмор». Прием основан на том, что смех — одно из важнейших средств дискредитации политических оппонентов. Он достигает главной цели: конкурентов перестают воспринимать всерьез как политиков, напротив их воспринимаю как шутов. Подразумевается создание анекдотов, частушек относительно данного политика или его членов семьи. Они распространяется через газеты, Интернет, активно используется СМС-рассылка.

Нельзя не видеть, что кандидатам, людям, стремящимся в депутаты и на выборные должности, не редко не хватает ответственного отношения к слову и порядочности. Жаль. Ведь запятнать свою честь и достоинство за месяц предвыборной агитации очень легко, а вывести это пятно невозможно потом всю оставшуюся жизнь.

Да и перед избирателем в этот период стоит непростая задача: отличить правду от лжи и не попасть на удочку политтехнологов, пытающихся манипулировать людьми с помощью грязных уловок.

Давайте не будем допускать распространения в ходе избирательной кампании заведомо ложных сведений, порочащих достоинство кандидатов в депутаты и на выборные должности.

Давайте способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса. Осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с действующим законодательством и нравственно-этическими нормами гражданского общества.

А конфликты этического характера, в том числе возникшие в ходе предвыборных кампаний, выпадающие из-под компетенции судов, я считаю, должны обсуждаться публично. Пока же они остаются без последствий и оценки общественным мнением. Готовить их к обсуждению может специальный орган, созданный на общественных же началах, назовем его условно экспертной комиссией по нравственно-этическим вопросам. Конечно, входить в нее могут люди, пользующиеся у земляков авторитетом, как честные, мудрые и порядочные люди. И, боже упаси, эти обсуждения ни коим образом не должны превращаться в судилища. Их назначение – поднять нравственную планку общества, напомнить нам о главных человеческих ценностях.

Чимит-Доржу Ондар – Председатель Общественной палаты Республики Тыва

Алла Монгуш — кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России по Республике Тыва